|
|
Журнал «Электронная музыка» КОЛОНКА РЕДАКТОРА
№2 за 2006 год
Это было похоже на некий сюрреальный сон. В новогодние дни получаю SMS: “Во Владимире умер Валера. Юля”. Прикинув, кого я знаю во Владимире, пишу: “Сочувствую, но я не знаком с этими господами”. Сразу ответ: “Если Вы не Анатолий Киселев, то извините”. Пишу: “Я — Анатолий Киселев, сожалею, но не припоминаю данных господ”. Вскоре обжигающий звонок от Юли Дмитрюковой — умер ее муж, Валера Белунцов, наш друг и автор. В новогодние дни они вместе с дочкой уехали во Владимир. 2-го января Валера плохо себя почувствовал и на экскурсию в Суздаль не поехал. Когда Юля с дочкой вечером вернулись в отель, все было кончено: Валера скоропостижно скончался от резко обострившегося давнего заболевания. Перед этой трагедией он уже имел ряд серьезных предупреждений Свыше: несколько лет назад разбился автобус, в который они с Юлей по счастливой случайности не сели, в прошлом году — страшная автомобильная авария, а ближе к зиме постоянно болел желудок, но Валера не обращал на это никакого внимания, списывая на мнимые отравления. Он только-только стал возвращаться к работе. Его выступление на ноябрьском концерте Ассоциации электроакустической музыки (подробнее см. Музыка для синтезатора, № 1/2006) было первым после болезни. Кто мог подумать, что менее чем через полтора месяца его не станет.
Валера принял самое активное участие в создании нашего журнала. Сделал много работы, на несколько номеров вперед. Но увы... Ему было 36 лет. В такие годы уходили Моцарт и Пушкин. Творчество Валеры огромно и чрезвычайно многообразно (см. статью его вдовы и соратника во всех проектах — Юлии Дмитрюковой). Мы будем постоянно обращаться к его музыке и книгам. Нам еще предстоит осознать величину его Личности. Символично, что похоронен он на Ваганьковском кладбище, по соседству с могилой Сергея Есенина.
Но жизнь продолжается... В этом номере мы публикуем материал о творчестве Алексея Рыбникова, в котором электроника занимает важное место. В 1960-е годы в Московской консерватории нам читал лекции по хоровой аранжировке совсем молодой, очень импозантный внешне композитор. Многие студенты из нашей группы (известные сегодня композиторы В. Калистратов, А. Кулыгин и другие) были даже старше его. Этим преподавателем был Алексей Рыбников. Ясная речь, свежее, нестандартное мышление, его великолепная музыка — эта первая встреча запомнилась на всю жизнь. Поэтому сейчас, пользуясь своим служебным положением, я решил, что музыкальная фигура Алексея Рыбникова должна быть титульной в нашем номере.
Долгое время моей настольной книгой была “Русская книга о Finale”, с одним из авторов которой, Сергеем Лебедевым, меня связывает многолетняя дружба. Зная его талант, я попросил Сергея написать статью на любую тему в русле нашего журнала. Статья получилась замечательной, но, может быть, не для всех понятной. Поэтому прошу опустить взор вниз страницы, где указано, для кого выпускается журнал, и простить нас великодушно.
В 1990-м году в класс электронной музыки гнесинского колледжа ко мне пришел очень серьезный
15-летний юноша. Он сразу обратил на себя внимание ясным аналитическим умом и своим собственным, оригинальным взглядом на все происходящее. Его имя — Артём Васильев. Прошли годы, мы посылали его на стажировку в институт электроакустической музыки в Бурж (Франция), у него за спиной остались аспирантура Московской консерватории, диссертация в Королевской академии музыки (RAM) в Лондоне, множество побед на престижных международных музыкальных конкурсах и масса замечательных произведений, звучащих в разных странах мира. Недавно Артём прислал мне DVD-диск со своим новым балетом, оркестровая партитура которого насчитывает более 400 страниц, поставленным в Лондоне, где он сейчас проживает и преподает в RAM. Статьей Артёма Васильева, написанной по нашей просьбе, мы начинаем новую рубрику, в которой будем рассказывать о том, как устроено образование в области электронной музыки в разных странах мира.
В конце 1980-х мой старинный друг, музыкант и системный программист Андрей Родионов показал мне первый музыкально адаптированный компьютер Yamaha CX-5 (MSX). Тогда это казалось чудом. Впервые студия звукозаписи умещалась на столе. Вместо мониторов поначалу использовались обыкновенные телевизоры, а стоимость компьютера была сравнима с ценой “Жигулей”. Однако эта новинка сразу позволила мне писать музыку для мультфильмов, в том числе и для знаменитого “Мюнхгаузена” режиссера Анатолия Солина, не выходя из дома. Андрей Родионов осуществил первый в стране коммерческий аудиопроект, выпустив виниловый диск, где весь инструментал был записан на Yamaha CX-5. Теперь вы сможете узнать об этой истории из первых рук.
Перед выходом первого номера мы очень волновались, как воспримет читатель (если он будет вообще) наше творение. Но удивительный интерес к журналу и многочисленные отзывы со всего мира (два наиболее характерных вы можете прочитать в рубрике “Обратная связь”), в том числе от гения электронной музыки, создавшего в 1976 году первый цифровой синтезатор “Synclavier”, Джона Эпплтона (Jon Appleton) из США, вдохновляют нас.
Анатолий Киселев
|
НОВОСТИ
Творческие лаборатории AbraLive в рамках Международного фестиваля электронной музыки и медиа искусства АбРаКаДаБрА
подробнее + фото
Подготовленные Среды: Неформальное посвящение Джону Кейджу
подробнее + фото
Концерт живой экспериментальной электронной музыки в честь 115-летия со дня рождения В.В. Маяковского
подробнее + фото
|
АНОНСЫ
3 и 17 февраля: Подготовленные Среды 2010 II ежегодный фестиваль экспериментальной электронной музыки
подробнее
Все анонсы
|
|