Журнал Электронная музыка
ЖУРНАЛ «ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА». ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Экспериментальная электроника.
Цифровые технологии
для музыкантов
Sound Art
       О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

 

Электронная музыка. Номер 1 за 2009 год
№ 1. 2009
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 6 за 2008 год
№ 6. 2008
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 5 за 2008 год
№ 5. 2008
Подробнее...


>> Архив номеров

 

MBN

 




Журнал «Электронная музыка»

КОЛОНКА РЕДАКТОРА



№3 за 2006 год

Музыка для синтезатора. Анатолий Киселев

Дело пошло, раз нас уже вовсю критикуют со всех сторон, причем с прямо противоположных. Ряд успешных в музыке персон вопрошают: кто такой Белунцов, не много ли чести, почему не знаю? Объясняю – это ваше упущение. Другие, наоборот, ставят в вину, что так мало для него было сделано, даже в Союз композиторов так и не смогли принять. Отвечаю: да, были две попытки. Как член Правления и приемной комиссии Союза, а также от Ассоциации электроакустической музыки ходатайствовал, рекомендовал, но... Валера был человек не от мира сего. На приемной комиссии Союза композиторов он не мог сказать ни одного слова в пояснение своих композиций, считая, что в его музыке и так все сказано. А представленная им музыка была так же неординарна, как и он сам. Мы с Артемьевым, впервые слушая в большом объеме музыку Валеры на авторском концерте его памяти, согласились, что это абсолютно неординарная музыка, требующая особого настроя и доверия.

Некоторые ставят нам в вину недемократичность и некую элитарность. Я всех понимаю, критику принимаю, но не могу изменить самому себе. Хочу повторить, что главное для меня – это профессионализм авторов, уникальность и своеобразие материала.

Я могу подписаться под словами Валерия Белунцова: «Я никогда не стремлюсь отойти от традиционных средств композиции только ради того, чтобы показать “что-то новое и оригинальное”. Мои сочинения – это почти всегда некое душевное состояние» (поэтому-то наш журнал и называется “Музыка для синтезатора”, где на первом месте стоит Музыка, а электроника, синтезаторы как средство ее воплощения – на втором). Именно это качество в личности Валерия Белунцова и многообразие его большого творческого наследия позволяет нам сделать его имя титульным для данного номера. Здесь помещено окончание мемориальной статьи Юлии Дмитрюковой. Юля также продолжает дело мужа. Под ее редакцией выходят его труды в области компьютерно-музыкальных технологий. Эти статьи, судя по откликам, вызывают самый живой интерес у наших читателей.

Эдуард Артемьев, Джон Эпплтон и Анатолий КиселёвМы продолжаем знакомство с образованием в области электронной музыки за рубежом (на этот раз в США) из первых рук, начав публиковать уникальную, специально для нас написанную статью Юрия Спицына о Дартмутском колледже. Там работали выдающиеся деятели музыкально-электронной мысли, создатели принципиально новых инструментов с компьютерной поддержкой, возглавляемые Джоном Эпплтоном. Надо сказать, что удивительная активность Дж. Эпплтона во многом уже помогла и ныне помогает развитию академической электронной музыки в России. В № 1 нашего журнала на 2-й странице обложки вы могли видеть фото с первого мирового форума, теоретической конференции по электроакустической музыке в Беладжио (Италия, 1994 год), где впервые участвовала большая и представительная делегация из России, включавшая В. Белунцова, Ю. Дмитрюкову, нынешнего министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, вашего покорного слугу и других. Эпплтон неоднократно устраивал подобные мероприятия и в последующие годы. Наша недавняя встреча состоялась 10 февраля нынешнего года на мемориальном концерте памяти Валерия Белунцова (см. фото), где мы уже планировали сотрудничество и в рамках нашего журнала. Создание статьи Юрием Спицыным и начало ее публикации идет именно с подачи Дж. Эпплтона.

Во время моих поездок в Бурж на старейший международный фестиваль электронной музыки и работы там над созданием новых композиций, мне довелось познакомиться с принципиально новым подходом к обучению детей основам электронной музыки с раннего возраста, а также развитию своеобразного тембрового восприятия звуков. Этот подход основан не только на теоретических и методических разработках, но и на создании и постоянном совершенствовании аппаратных средств. Ранее это был Gmebogosse (в честь прежнего названия организации – GMEB). О последней модифицированной версии этого аппарата, который теперь носит название Cybersongosse, и принципах обучения с его помощью рассказывается в статье французских авторов, которую нам прислала Франсуаза Барьер. Надо сказать, что она сама очень впечатляюще рассказывала об этом методе на мастер-классе с показом видеоматериалов в электронной студии московской консерватории в ноябре прошлого года.

Уверен, многих заинтересует статья Михаила Проснякова о выдающемся немецком композиторе Карлхайнце Штокхаузене – новаторе и классике ХХ века, с которым мне посчастливилось быть знакомым. Большой портрет с его автографом занимает почетное место в моей коллекции автографов выдающихся музыкантов, с которыми мне в жизни довелось встречаться.

Олеся РостовскаяВ рубрике “Обмен опытом” помещена заметка Олеси Ростовской, где наряду с технологическими моментами автор делится и своими мировоззренческими принципами творчества. Вообще-то Олеся очень интересный человек – с абсолютным душевным здоровьем, редким чувством юмора, редким обаянием, при несомненном музыкальном даровании. Она профессионально играет на многих инструментах, активно и безотказно принимает участие в концертах самых разных жанров и пишет замечательную музыку. Как-то раз нам довелось ехать вместе с ней на гастроли. Так полночи все купе дрожало от хохота, благодаря байкам Олеси. Недаром, когда недавно мы принимали ее в Союз композиторов, ни один из членов комиссии не высказался против, что является редчайшим случаем и о многом говорит. Забегая вперед, скажу, что следующий (четвертый) номер нашего журнала мы посвятим Льву Сергеевичу Термену. Олеся пишет статью, которую я, в отличие от автора, назвал бы “Как не надо писать для терменвокса” – столько там живости и оригинальности стиля. А посему желаем вам приятного и полезного чтения.

Анатолий Киселев

Анатолий Киселев

 


НОВОСТИ

  • Творческие лаборатории AbraLive в рамках Международного фестиваля электронной музыки и медиа искусства АбРаКаДаБрА
    подробнее + фото

  • Подготовленные Среды: Неформальное посвящение Джону Кейджу
    подробнее + фото

  • Концерт живой экспериментальной электронной музыки в честь 115-летия со дня рождения В.В. Маяковского
    подробнее + фото

  • АНОНСЫ

    3 и 17 февраля: Подготовленные Среды 2010
    II ежегодный фестиваль экспериментальной электронной музыки
    подробнее

    Все анонсы

     

           О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

    © «Электронная музыка» 2006-2008 гг.
    © ООО Издательство «Приборостроение» 2006-2008 гг.
    Дизайн © Олег Макаров 2006-2008 гг.
    Дизайн логотипа © Patrick K.-H. 2008 г.
    Веб-реализация и поддержка: Майя Медкова