|
|
Журнал «Электронная музыка» СТАТЬИ
Главная Статьи Формат взгляда
Формат взгляда
Номер: №3 за 2007 год
Рубрика: События
Автор: Фёдор Фёдорович
Станислав Крейчи и Patrick K.-H. Формат взгляда
В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) на Зоологической улице 3 мая состоялся мультимедийный перформанс, органично сочетающий живую электронику и современный танец. Композиторы Станислав Крейчи, Patrick K.-H. и хореограф Дина Хусейн в своем “Формате взгляда” попытались прочертить кривую по точкам: синтезатор АНС – простейшие синусоиды – современная хореография. Продолжавшееся чуть более часа действо ни на секунду не отпускало внимание аудитории – завораживающие движения Дины, видимые сквозь декорации из полиэтиленовой пленки и фантастическое звучание живой электронной музыки, содержащей обрабатываемые вживую семплы знаменитого АНСа, никого не оставили равнодушным. О Станиславе Крейчи мы уже не раз писали на страницах нашего журнала, а сейчас предлагаем вашему вниманию интервью с композитором Patrick K.-H.
– Какие инструменты вы использовали?
– Станислав играл на препарированном рояле и запускал звуки АНС’а и других объектов с лэптопа. Я использовал блок-флейту, процессор эффектов Korg KAOSS Pad 2 и микшерный пульт.
Станислав Крейчи. Формат взгляда
Все звуки, попадавшие в микшерный пульт, проходили через процессор эффектов, сигнал с которого потом тоже попадал в микшерный пульт – получался замкнутый контур. В данном случае процессор эффектов превращается в самодостаточный инструмент: меняя любой его параметр, меняешь характеристики всей системы.
По сути, мы дали свой вариант ответа на вопрос live-исполнения акусматики – как привести в соответствие не мелодии и ритмы, а ненотируемые параметры звука.
– Это была чистая импровизация или четко спланированная композиция?
– Получилось нечто среднее между нотацией и алгоритмикой. Не было жесткой структуры, были ключевые точки. Но мы не имели в виду просто по ним пройтись – отметиться, дескать, я тут был. Каждая последующая точка, хоть и была заранее детерминирована, при исполнении должна была “родиться”, так чтобы произведение целиком выглядело как династическая линия.
Станислав Крейчи, Patrick K.-H. и Дина Хусейн. Формат взгляда
Мы используем электронные средства, и это создает свои проблемы. Если в акустике можно импровизировать, не переживая за динамический диапазон инструмента, то в нашем случае – неверный поворот контроллера на полмиллиметра – и “полетят” колонки, оглохнут люди и т.д. Это принципиальный момент – если в поп-музыке звукорежиссер – это некто сродни техническому персоналу, то для нас звук, его природа – это, собственно, предмет самого непосредственного интереса. Мы сами себе автоматически звукорежиссеры, именно режиссеры, и поэтому те или иные ограничения, специфика звука в данном помещении – тоже часть партитуры, и весьма существенная. Следовательно, это значительный не-импровизационный момент.
В фокусе внимания sonic-art находятся звукошумы, спектры, звуковые отношения, их контексты... Даже если ты просто исполняешь готовую пленку, создавая микс на конкретный зал, то, работая таким образом с акустикой, ты уже привносишь нечто новое, как правило, относительно спонтанно – то есть в некотором смысле ты импровизируешь. И наоборот – можно абсолютно честно играть без малейшей подготовки – и это будет выглядеть как импровизация до тех пор, пока ты несколько раз подряд не повторишь данный опыт на данном setup’е (в конкретных условиях на той же самой аппаратуре) и не увидишь, что получаются очень похожие вещи, подозрительно напоминающие одну и ту же композицию.
Станислав Крейчи, Patrick K.-H. Формат взгляда
– Расскажи, почему вы назвали перформанс “Формат Взгляда”?
– Формат взгляда – это интерпретация событий.
Наше название не носит описательного характера, как, скажем, “концерт скрипичной музыки”. “Формат взгляда” – это концентрат, отправная точка, а не свойство, признак или техническая характеристика. Например, почему буква Нун в каббалле обозначает рыбу – и одновременно отшельника? Между этими обозначениями нет никакой связи, ни мифологической, ни культурной, вообще никакой. Просто эти символы так выстроены и ты, принимая это во внимание, ими оперируешь. Это то, что в задачах пишется в графе “дано”. Название “Формат взгляда” в нашем случае – это “дано”, а не “ответ”.
– Как получилось, что вы решили сыграть вместе со Станиславом Крейчи?
– В 2004 году я играл “ScotchАcoustic session” в культурном центре ДОМ на фестивале “Альтермедиум”, и в тот же день было выступление Станислава Крейчи с Димой Калининым. Оказалось, что во время sound-check’a, который, как водится, у нас с ними в результате накладки совпал, мы друг другу не только не мешали, но даже решили после основной программы сыграть джем. К сожалению, в тот день программа затянулась, и ДОМ сказал “закрываемся”. С тех пор мы собирались, собирались... и наконец собрались.
Конечно, позитивный результат при разовой акции далеко не гарантирует сам себя при повторении или продолжении. Но оказалось, что у нас обоих есть некоторый джазовый бэкграунд – импровизационная гитара в 1990-х в моем случае, и скрипка, джазовые оркестры в 1950-х – 60-х – у Станислава. Плюс musique concrete, интерес к ней каждого из нас. То есть сразу несколько пунктов соприкосновения. Фактически, несколько дисциплин, которые нет необходимости объяснять с азов, а можно сразу переходить к делу.
– Насколько изменились слушатели или зрители за последние несколько лет, кажется ли тебе, что они понимают современное искусство больше, чем раньше?
– Я не могу ответить на этот вопрос. У меня же нет сканера мозга, и я не профессиональный лазутчик в чужие души – откуда я знаю, что именно происходит внутри человека, который был на концерте, если он мне об этом сам не расскажет, и скажет ли он мне правду? Или – как это откликнется в нем позже? Например, работы Андрея Бартенева я увидел в детстве по телевизору, и они очень многое определили для меня, но пока мы не познакомились, он и понятия не имел об этом. А вот Пьер Шеффер уже так и не узнает. Так же и я сейчас – что-то знаю, но тенденции ли это или, наоборот, редкие экземпляры – понятия не имею.
Станислав Крейчи, Patrick K.-H. и Дина Хусейн. Формат взгляда
В ГЦСИ меня порадовало, что основной вопрос подходивших после концерта людей был: “Когда вы будете повторять этот ваш спектакль?” Представляете? То есть то, как мы практически неподвижно стоим, и двигается только одна Дина, плюс музыка – все вместе декодировалось людьми как режиссура плюс драматургия. Ну и насчет “повторять” – то есть решили, что все это уже разучено и отрепетировано, коль скоро, по их мнению, может быть повторено?
Ну а в целом, очевидно, что реакция на анимацию у людей гораздо более сильная, чем на музыку, хотя, когда я делаю и анимацию, и музыку, я, ясное дело, руководствуюсь одними и теми же принципами, интересами. Но это логично, так как на визуальное искусство и танец реакция всегда более сильная. Как говорится, мы знаем глазами, а верим ушами.
– Не поэтому ли вы пригласили Дину Хусейн в перформанс?
– Танец – это еще один дополнительный слой восприятия. Но танец не являлся наживкой для облегчения восприятия музыки.
Дина Хусейн. Формат взгляда
В данном случае танцор – Дина – это визуальная волна. Какая разница – слышим мы музыку или видим танец – и то и то можно рассмотреть как волны, просто фиксируем мы их разными органами чувств. Это разделение создает путаницу, как в анекдоте про разломленную пополам таблетку – “это от головы, а это от живота, и смотрите не перепутайте”.
– Можешь ли ты как-то описать процесс своего творчества?
– “Солдат и горбун” Алистера Кроули. Солдат – восклицательный знак, четкое утверждение, горбун – знак вопроса, скептицизм. Для меня нет такой вещи, как правильный ответ.
Что такое ответ? Это какое-то количество данных, которые человек обработал и отфильтровал, не более того. Ни один ответ не живет долго, так как рано или поздно появляются факты, которые он не учел. Процесс творчества – это тоже игра, только не “угадай, в какой руке”, а обратная ей. Ты не даешь ответ, а рисуешь узор из “горбунов”.
Patrick K.-H., он же Антон Яхонтов, родился в 1980 году. Композитор, sonic artist ("звуковой художник" - термин, придуманный Дж. Эпплтоном), художник, видеохудожник, дизайнер, перформер...
В детстве учился игре на блок-флейте, классической и джазовой гитаре, занимался бальными танцами, пластической импровизацией, учился в художественной школе и в художественном училище, но вовремя остановился...
Так же, как человеческий эмбрион повторяет стадии эволюции человечества, повторил (или сымитировал) развитие конкретной музыки.
Лет в 9 без видимых причин начал клеить пленку, причем и с аудио, и с визуальной целью – к большому неудовольствию родных и близких, которые до 14 лет (когда документальный фильм про Антона победил на каком-то всероссийском фестивале и был показан по Центральному телевидению) всерьез его эксперименты не воспринимали.
Начиная с 1994 года, выставлял свои работы в разных местах, таких как:
- Рахманиновский зал Московской консерватории;
- галерея “Меценат”;
- фонд М.А. Булгакова,
- Европейская Академия “Гражданское Общество”;
- ГЦСИ;
- Музей архитектуры им. А.В. Щусева;
- галерея “Зураб” и других.
С 1999 года – член Международного Художественного Фонда (это один из осколков советского Союза художников).
С 2000 года стал заходить в Термен-центр, учиться там, посещать воркшопы и участвовать в разных проектах: “Memoria” (2004) и “Dom to Dom” (2005) Элизабет Шиманы; “Altermedium” 2003 и 2004 – фестивали Андрея Смирнова в культурном центре ДОМ – Patrick K.-H.показывал там свои PhotoAcoustic Session (PhAS) и ScotchAcoustic Session (ScAS) – живые акусматические сочинения для, соответственно, звуков фотоаппаратов и скотча. Так же имеют место различные коллаборации с Димой Субочевым, Олесей Ростовской, Яной Аксеновой, Ираидой Юсуповой и прочими обитателями Термен-центра.
Patrick K.-H. In the Place of My Dream. Кадр из анимационного фильма
Начиная с 2004 года сотрудничает с танцорами (contemporary dance) – сочинил музыку и/или видео к проектам:
- “Философия стен” (Театр Наций, хореограф К. Гроусс);
- “Найди 8 отличий” (Театр Луны, режиссеры Т. Бурнашев и Д. Бузовкина);
- “4 Стены” Джона Кейджа (Московская консерватория, рояль – А. Любимов, хореография – К. Гроусс);
- “Post Factum” (Камерный Балет “Москва”, режиссер Д. Бузовкина);
- “Вместо моей мечты” (Театр Наций, хореография – А. Абалихина и Д. Хусейн);
- “Подарок невесты” (“Цех”, режиссеры Т. Бурнашев и Д. Бузовкина) и другим.
Танцоры участвуют в постановках-перформансах у Patrick K.-H. (иногда это совместные проекты):
- “Дубликат тени” (ГЦСИ)
- “Cut Up” (ГЦСИ)
- “Начинка” (“Проект Фабрика”)
- “Bach Astralis” (КЦ ДОМ)
- “Битва стихий” (моя постановка для Honda)
- “Инвертеризация” (фестиваль “Формы жизни” в “Шанти”)
Patrick K.-H. In the Place of My Dream. Кадр из анимационного фильма
Работает с Андреем Бартеневым, в основном – как видеоартист:
- “Элизавета Бам” (спектакль Ф. Павлова-Андреевича);
- “Ветер Цветов Розы Мира” (Бартенев);
- “Люби кутюр” (тоже его);
- “10-летие Дома фотографии” и в разных других маленьких проектах.
Участвовал в фестивалях (в основном связанных с современными танцами):
- Цех 2005, 2006, Москва;
- Перфомания 2005, 2006, Москва;
- Dialogue 2006, Utrecht, Netherlands;
- Open Look 2006, Санкт-Петербург;
- Прикосновение 2006, Архангельск;
- St Gallen 2006, St Gallen, Austria;
- Interactiune 2006, Кишинев.
В 2006 году представлял Россию (видеоарт, анимация) на фестивале Russian Act в Лондоне и Сингапуре, вот некоторые отзывы в прессе:
“В этом есть что-то от “Желтой подводной лодки” и Терри Гиллиама, даже кажется, что они сделаны в то время. Меня это зацепило. Успех в пробуждении специфической логики снов, которые одновременно абсурдны и правдоподобны, нельзя переоценить”.
(Charlotte Kasner, “Ballet Magazine”)
“Это похоже на работы Терри Гиллиама для Монти Пайтон, несмотря на то, что образы у Patrick K-H намного менее характерные”.
(Zoe Anderson, “The Independent”)
“Алиса в стране чудес встречает Монти Пайтон”.
(Judith Mackrell, “The Guardian”)
Patrick K.-H. In the Place of My Dream. Кадр из анимационного фильма
Своего сайта пока нет, зато есть его название – notexist.ru (туда можно зайти и убедиться, что там ничего не exist). Как только появится время – заработает. Not Exist – название проекта, это как бы зонтик для приложения разного рода усилий.
Зато есть постоянно обновляющаяся подборка мультиков и видео на YouTube.
А также страница на MySpace.
На данный момент существует несколько готовых, концептуально целостных аудиоальбомов:
- “Beligriush” (1997) и “Концерт в круглом зале с тварями” (1998) – проявление интереса композитора к акустическому авангарду (сочинения в исполнении инструментального ансамбля);
- “Lilliputian Collect” (2000 – 2005) – посвящен лилипутам, поэтому все треки там от 15 до 40 секунд;
- “PhAS” (2003) и “ScAS” (2004) – на этом темы фото и скотча не закрыты, постоянно появляются новые сочинения;
- “Post Factum” (2006) – музыка к спектаклю;
- Серия “Concrete choir” (начиная с 2006) – “хоры” из нехоровых и вообще случайно записанных голосов.
- “Serpentiana Atlas b/w” (начиная с 2000) – серия, в которую входит все то, что больше никуда не вошло
- Разнообразные концертные записи.
Ничего из этого на лейблах издано не было, за исключением начала 90-х, когда автор с друзьями печатали свои сочинения на гибких грампластинках и вкладывали их в самиздатный журнал.
|
НОВОСТИ
Творческие лаборатории AbraLive в рамках Международного фестиваля электронной музыки и медиа искусства АбРаКаДаБрА
подробнее + фото
Подготовленные Среды: Неформальное посвящение Джону Кейджу
подробнее + фото
Концерт живой экспериментальной электронной музыки в честь 115-летия со дня рождения В.В. Маяковского
подробнее + фото
|
АНОНСЫ
3 и 17 февраля: Подготовленные Среды 2010 II ежегодный фестиваль экспериментальной электронной музыки
подробнее
Все анонсы
|
|