Журнал Электронная музыка
ЖУРНАЛ «ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА». ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Экспериментальная электроника.
Цифровые технологии
для музыкантов
Sound Art
       О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

 

Электронная музыка. Номер 1 за 2009 год
№ 1. 2009
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 6 за 2008 год
№ 6. 2008
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 5 за 2008 год
№ 5. 2008
Подробнее...


>> Архив номеров

 

MBN

 




Журнал «Электронная музыка»

СТАТЬИ

Главная Статьи Формат взгляда

Формат взгляда

Номер: №3 за 2007 год
Рубрика: События
Автор: Фёдор Фёдорович

Станислав Крейчи и Patrick K.-H. Формат взгляда
Станислав Крейчи и Patrick K.-H. Формат взгляда

В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) на Зоологической улице 3 мая состоялся мультимедийный перформанс, органично сочетающий живую электронику и современный танец. Композиторы Станислав Крейчи, Patrick K.-H. и хореограф Дина Хусейн в своем “Формате взгляда” попытались прочертить кривую по точкам: синтезатор АНС – простейшие синусоиды – современная хореография. Продолжавшееся чуть более часа действо ни на секунду не отпускало внимание аудитории – завораживающие движения Дины, видимые сквозь декорации из полиэтиленовой пленки и фантастическое звучание живой электронной музыки, содержащей обрабатываемые вживую семплы знаменитого АНСа, никого не оставили равнодушным. О Станиславе Крейчи мы уже не раз писали на страницах нашего журнала, а сейчас предлагаем вашему вниманию интервью с композитором Patrick K.-H.

– Какие инструменты вы использовали?

– Станислав играл на препарированном рояле и запускал звуки АНС’а и других объектов с лэптопа. Я использовал блок-флейту, процессор эффектов Korg KAOSS Pad 2 и микшерный пульт.

Станислав Крейчи. Формат взгляда
Станислав Крейчи. Формат взгляда

Все звуки, попадавшие в микшерный пульт, проходили через процессор эффектов, сигнал с которого потом тоже попадал в микшерный пульт – получался замкнутый контур. В данном случае процессор эффектов превращается в самодостаточный инструмент: меняя любой его параметр, меняешь характеристики всей системы.

По сути, мы дали свой вариант ответа на вопрос live-исполнения акусматики – как привести в соответствие не мелодии и ритмы, а ненотируемые параметры звука.

– Это была чистая импровизация или четко спланированная композиция?

– Получилось нечто среднее между нотацией и алгоритмикой. Не было жесткой структуры, были ключевые точки. Но мы не имели в виду просто по ним пройтись – отметиться, дескать, я тут был. Каждая последующая точка, хоть и была заранее детерминирована, при исполнении должна была “родиться”, так чтобы произведение целиком выглядело как династическая линия.

Станислав Крейчи, Patrick K.-H. и Дина Хусейн. Формат взгляда
Станислав Крейчи, Patrick K.-H. и Дина Хусейн. Формат взгляда

Мы используем электронные средства, и это создает свои проблемы. Если в акустике можно импровизировать, не переживая за динамический диапазон инструмента, то в нашем случае – неверный поворот контроллера на полмиллиметра – и “полетят” колонки, оглохнут люди и т.д. Это принципиальный момент – если в поп-музыке звукорежиссер – это некто сродни техническому персоналу, то для нас звук, его природа – это, собственно, предмет самого непосредственного интереса. Мы сами себе автоматически звукорежиссеры, именно режиссеры, и поэтому те или иные ограничения, специфика звука в данном помещении – тоже часть партитуры, и весьма существенная. Следовательно, это значительный не-импровизационный момент.

В фокусе внимания sonic-art находятся звукошумы, спектры, звуковые отношения, их контексты... Даже если ты просто исполняешь готовую пленку, создавая микс на конкретный зал, то, работая таким образом с акустикой, ты уже привносишь нечто новое, как правило, относительно спонтанно – то есть в некотором смысле ты импровизируешь. И наоборот – можно абсолютно честно играть без малейшей подготовки – и это будет выглядеть как импровизация до тех пор, пока ты несколько раз подряд не повторишь данный опыт на данном setup’е (в конкретных условиях на той же самой аппаратуре) и не увидишь, что получаются очень похожие вещи, подозрительно напоминающие одну и ту же композицию.

Станислав Крейчи, Patrick K.-H. Формат взгляда
Станислав Крейчи, Patrick K.-H. Формат взгляда

– Расскажи, почему вы назвали перформанс “Формат Взгляда”?

– Формат взгляда – это интерпретация событий.

Наше название не носит описательного характера, как, скажем, “концерт скрипичной музыки”. “Формат взгляда” – это концентрат, отправная точка, а не свойство, признак или техническая характеристика. Например, почему буква Нун в каббалле обозначает рыбу – и одновременно отшельника? Между этими обозначениями нет никакой связи, ни мифологической, ни культурной, вообще никакой. Просто эти символы так выстроены и ты, принимая это во внимание, ими оперируешь. Это то, что в задачах пишется в графе “дано”. Название “Формат взгляда” в нашем случае – это “дано”, а не “ответ”.

– Как получилось, что вы решили сыграть вместе со Станиславом Крейчи?

– В 2004 году я играл “ScotchАcoustic session” в культурном центре ДОМ на фестивале “Альтермедиум”, и в тот же день было выступление Станислава Крейчи с Димой Калининым. Оказалось, что во время sound-check’a, который, как водится, у нас с ними в результате накладки совпал, мы друг другу не только не мешали, но даже решили после основной программы сыграть джем. К сожалению, в тот день программа затянулась, и ДОМ сказал “закрываемся”. С тех пор мы собирались, собирались... и наконец собрались.

Конечно, позитивный результат при разовой акции далеко не гарантирует сам себя при повторении или продолжении. Но оказалось, что у нас обоих есть некоторый джазовый бэкграунд – импровизационная гитара в 1990-х в моем случае, и скрипка, джазовые оркестры в 1950-х – 60-х – у Станислава. Плюс musique concrete, интерес к ней каждого из нас. То есть сразу несколько пунктов соприкосновения. Фактически, несколько дисциплин, которые нет необходимости объяснять с азов, а можно сразу переходить к делу.

– Насколько изменились слушатели или зрители за последние несколько лет, кажется ли тебе, что они понимают современное искусство больше, чем раньше?

– Я не могу ответить на этот вопрос. У меня же нет сканера мозга, и я не профессиональный лазутчик в чужие души – откуда я знаю, что именно происходит внутри человека, который был на концерте, если он мне об этом сам не расскажет, и скажет ли он мне правду? Или – как это откликнется в нем позже? Например, работы Андрея Бартенева я увидел в детстве по телевизору, и они очень многое определили для меня, но пока мы не познакомились, он и понятия не имел об этом. А вот Пьер Шеффер уже так и не узнает. Так же и я сейчас – что-то знаю, но тенденции ли это или, наоборот, редкие экземпляры – понятия не имею.

Станислав Крейчи, Patrick K.-H. и Дина Хусейн. Формат взгляда
Станислав Крейчи, Patrick K.-H. и Дина Хусейн. Формат взгляда

В ГЦСИ меня порадовало, что основной вопрос подходивших после концерта людей был: “Когда вы будете повторять этот ваш спектакль?” Представляете? То есть то, как мы практически неподвижно стоим, и двигается только одна Дина, плюс музыка – все вместе декодировалось людьми как режиссура плюс драматургия. Ну и насчет “повторять” – то есть решили, что все это уже разучено и отрепетировано, коль скоро, по их мнению, может быть повторено?

Ну а в целом, очевидно, что реакция на анимацию у людей гораздо более сильная, чем на музыку, хотя, когда я делаю и анимацию, и музыку, я, ясное дело, руководствуюсь одними и теми же принципами, интересами. Но это логично, так как на визуальное искусство и танец реакция всегда более сильная. Как говорится, мы знаем глазами, а верим ушами.

– Не поэтому ли вы пригласили Дину Хусейн в перформанс?

– Танец – это еще один дополнительный слой восприятия. Но танец не являлся наживкой для облегчения восприятия музыки.

Дина Хусейн. Формат взгляда
Дина Хусейн. Формат взгляда

В данном случае танцор – Дина – это визуальная волна. Какая разница – слышим мы музыку или видим танец – и то и то можно рассмотреть как волны, просто фиксируем мы их разными органами чувств. Это разделение создает путаницу, как в анекдоте про разломленную пополам таблетку – “это от головы, а это от живота, и смотрите не перепутайте”.

– Можешь ли ты как-то описать процесс своего творчества?

– “Солдат и горбун” Алистера Кроули. Солдат – восклицательный знак, четкое утверждение, горбун – знак вопроса, скептицизм. Для меня нет такой вещи, как правильный ответ.

Что такое ответ? Это какое-то количество данных, которые человек обработал и отфильтровал, не более того. Ни один ответ не живет долго, так как рано или поздно появляются факты, которые он не учел. Процесс творчества – это тоже игра, только не “угадай, в какой руке”, а обратная ей. Ты не даешь ответ, а рисуешь узор из “горбунов”.


Patrick K.-H.Patrick K.-H., он же Антон Яхонтов, родился в 1980 году. Композитор, sonic artist ("звуковой художник" - термин, придуманный Дж. Эпплтоном), художник, видеохудожник, дизайнер, перформер...

В детстве учился игре на блок-флейте, классической и джазовой гитаре, занимался бальными танцами, пластической импровизацией, учился в художественной школе и в художественном училище, но вовремя остановился...

Так же, как человеческий эмбрион повторяет стадии эволюции человечества, повторил (или сымитировал) развитие конкретной музыки.

Лет в 9 без видимых причин начал клеить пленку, причем и с аудио, и с визуальной целью – к большому неудовольствию родных и близких, которые до 14 лет (когда документальный фильм про Антона победил на каком-то всероссийском фестивале и был показан по Центральному телевидению) всерьез его эксперименты не воспринимали.

Начиная с 1994 года, выставлял свои работы в разных местах, таких как:

  • Рахманиновский зал Московской консерватории;
  • галерея “Меценат”;
  • фонд М.А. Булгакова,
  • Европейская Академия “Гражданское Общество”;
  • ГЦСИ;
  • Музей архитектуры им. А.В. Щусева;
  • галерея “Зураб” и других.

С 1999 года – член Международного Художественного Фонда (это один из осколков советского Союза художников).

С 2000 года стал заходить в Термен-центр, учиться там, посещать воркшопы и участвовать в разных проектах: “Memoria” (2004) и “Dom to Dom” (2005) Элизабет Шиманы; “Altermedium” 2003 и 2004 – фестивали Андрея Смирнова в культурном центре ДОМ – Patrick K.-H.показывал там свои PhotoAcoustic Session (PhAS) и ScotchAcoustic Session (ScAS) – живые акусматические сочинения для, соответственно, звуков фотоаппаратов и скотча. Так же имеют место различные коллаборации с Димой Субочевым, Олесей Ростовской, Яной Аксеновой, Ираидой Юсуповой и прочими обитателями Термен-центра.

Patrick K.-H. In the Place of My Dream. Кадр из анимационного фильма
Patrick K.-H. In the Place of My Dream. Кадр из анимационного фильма

Начиная с 2004 года сотрудничает с танцорами (contemporary dance) – сочинил музыку и/или видео к проектам:

  • “Философия стен” (Театр Наций, хореограф К. Гроусс);
  • “Найди 8 отличий” (Театр Луны, режиссеры Т. Бурнашев и Д. Бузовкина);
  • “4 Стены” Джона Кейджа (Московская консерватория, рояль – А. Любимов, хореография – К. Гроусс);
  • “Post Factum” (Камерный Балет “Москва”, режиссер Д. Бузовкина);
  • “Вместо моей мечты” (Театр Наций, хореография – А. Абалихина и Д. Хусейн);
  • “Подарок невесты” (“Цех”, режиссеры Т. Бурнашев и Д. Бузовкина) и другим.
Танцоры участвуют в постановках-перформансах у Patrick K.-H. (иногда это совместные проекты):
  • “Дубликат тени” (ГЦСИ)
  • “Cut Up” (ГЦСИ)
  • “Начинка” (“Проект Фабрика”)
  • “Bach Astralis” (КЦ ДОМ)
  • “Битва стихий” (моя постановка для Honda)
  • “Инвертеризация” (фестиваль “Формы жизни” в “Шанти”)

Patrick K.-H. In the Place of My Dream. Кадр из анимационного фильма
Patrick K.-H. In the Place of My Dream. Кадр из анимационного фильма

Работает с Андреем Бартеневым, в основном – как видеоартист:

  • “Элизавета Бам” (спектакль Ф. Павлова-Андреевича);
  • “Ветер Цветов Розы Мира” (Бартенев);
  • “Люби кутюр” (тоже его);
  • “10-летие Дома фотографии” и в разных других маленьких проектах.

Участвовал в фестивалях (в основном связанных с современными танцами):

  • Цех 2005, 2006, Москва;
  • Перфомания 2005, 2006, Москва;
  • Dialogue 2006, Utrecht, Netherlands;
  • Open Look 2006, Санкт-Петербург;
  • Прикосновение 2006, Архангельск;
  • St Gallen 2006, St Gallen, Austria;
  • Interactiune 2006, Кишинев.

В 2006 году представлял Россию (видеоарт, анимация) на фестивале Russian Act в Лондоне и Сингапуре, вот некоторые отзывы в прессе:

“В этом есть что-то от “Желтой подводной лодки” и Терри Гиллиама, даже кажется, что они сделаны в то время. Меня это зацепило. Успех в пробуждении специфической логики снов, которые одновременно абсурдны и правдоподобны, нельзя переоценить”.
(Charlotte Kasner, “Ballet Magazine”)

“Это похоже на работы Терри Гиллиама для Монти Пайтон, несмотря на то, что образы у Patrick K-H намного менее характерные”.
(Zoe Anderson, “The Independent”)

“Алиса в стране чудес встречает Монти Пайтон”.
(Judith Mackrell, “The Guardian”)

Patrick K.-H. In the Place of My Dream. Кадр из анимационного фильма
Patrick K.-H. In the Place of My Dream. Кадр из анимационного фильма

Своего сайта пока нет, зато есть его название – notexist.ru (туда можно зайти и убедиться, что там ничего не exist). Как только появится время – заработает. Not Exist – название проекта, это как бы зонтик для приложения разного рода усилий.

Зато есть постоянно обновляющаяся подборка мультиков и видео на YouTube.

А также страница на MySpace.

На данный момент существует несколько готовых, концептуально целостных аудиоальбомов:

  • “Beligriush” (1997) и “Концерт в круглом зале с тварями” (1998) – проявление интереса композитора к акустическому авангарду (сочинения в исполнении инструментального ансамбля);
  • “Lilliputian Collect” (2000 – 2005) – посвящен лилипутам, поэтому все треки там от 15 до 40 секунд;
  • “PhAS” (2003) и “ScAS” (2004) – на этом темы фото и скотча не закрыты, постоянно появляются новые сочинения;
  • “Post Factum” (2006) – музыка к спектаклю;
  • Серия “Concrete choir” (начиная с 2006) – “хоры” из нехоровых и вообще случайно записанных голосов.
  • “Serpentiana Atlas b/w” (начиная с 2000) – серия, в которую входит все то, что больше никуда не вошло
  • Разнообразные концертные записи.

Ничего из этого на лейблах издано не было, за исключением начала 90-х, когда автор с друзьями печатали свои сочинения на гибких грампластинках и вкладывали их в самиздатный журнал.

 


НОВОСТИ

  • Творческие лаборатории AbraLive в рамках Международного фестиваля электронной музыки и медиа искусства АбРаКаДаБрА
    подробнее + фото

  • Подготовленные Среды: Неформальное посвящение Джону Кейджу
    подробнее + фото

  • Концерт живой экспериментальной электронной музыки в честь 115-летия со дня рождения В.В. Маяковского
    подробнее + фото

  • АНОНСЫ

    3 и 17 февраля: Подготовленные Среды 2010
    II ежегодный фестиваль экспериментальной электронной музыки
    подробнее

    Все анонсы

     

           О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

    © «Электронная музыка» 2006-2008 гг.
    © ООО Издательство «Приборостроение» 2006-2008 гг.
    Дизайн © Олег Макаров 2006-2008 гг.
    Дизайн логотипа © Patrick K.-H. 2008 г.
    Веб-реализация и поддержка: Майя Медкова