Журнал Электронная музыка
ЖУРНАЛ «ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА». ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Экспериментальная электроника.
Цифровые технологии
для музыкантов
Sound Art
       О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

 

Электронная музыка. Номер 1 за 2009 год
№ 1. 2009
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 6 за 2008 год
№ 6. 2008
Подробнее...

Электронная музыка. Номер 5 за 2008 год
№ 5. 2008
Подробнее...


>> Архив номеров

 

MBN

 




Журнал «Электронная музыка»

КОЛОНКА РЕДАКТОРА



№5 за 2006 год

Музыка для синтезатора. Анатолий Киселев Выбор героя для титульной статьи этого номера, возможно, вызовет у наших постоянных читателей законный вопрос – а причем тут “Музыка для синтезатора”? Но будучи знакомым с Александром Журбиным более трех десятилетий, я точно знал, что эта встреча будет интересна для вас, как были интересны и насыщены событиями все мои встречи с ним. Вспоминаю и зонг-оперу (в советские времена название “рок-опера” было чем-то запретным) “Орфей и Эвридика” в 70-е годы прошлого века в Летнем театре в Сочи с юными Альбертом Асадулиным и Ириной Понаровской в главных ролях, и первые песни, которые Саша приносил в мой ансамбль “Добры Молодцы”, и многочисленные фестивали, где мы вместе выступали, и общение в Доме творчества композиторов в Рузе. Заходя к нему в дачу, я видел, что пол, стол и все возможные плоскости были застелены нотными листками. А Саша, как шахматист во время сеанса одновременной игры, сделав какие-то пометки в одной стопке бумаги, переходил к другой. Таким образом, Журбин стремительно работал сразу над несколькими проектами одновременно. Александр ЖурбинОн объяснял мне: “Как только я чувствую, что выдыхаюсь на одной партитуре, то сразу перехожу к следующей. Так я отдыхаю, не прекращая работы”. Оригинальный, эффектный, а главное, эффективный принцип работы.

Я подумал, что мое, уже устоявшееся представление о нем, вероятно, будет весьма традиционным, поэтому попросил побеседовать с ним представителя современной молодежи, талантливую журналистку Майю Медкову. И не ошибся, материал получился интересный и информативный.

Анонс-приглашение на наш ежегодный концерт в Доме композиторов, который состоится 28 ноября, я писал с некоторым нетерпением, так как жду от этого концерта многих интересных моментов. Любопытно, чем нас порадуют старожилы. Наши композиторы “ваяют” свои произведения практически целый год и каждый раз дарят нам удивительные открытия и находки. Кроме того, впервые выступит со своей пьесой “Feel Digital” молодой автор Дмитрий Субочев. Несколько лет назад Франсуаза Барьер по просьбе жюри знаменитого конкурса в Бурже спрашивала меня, кто такой Дмитрий Субочев из Москвы, которому они присудили премию. Для меня эта фамилия тогда была совершенно неизвестна. Я узнал, что он учился в классе композиции в гнесинском колледже у моего друга, замечательного педагога и композитора, профессора Юрия Воронцова (кстати, Артём Васильев тоже его ученик). Далее я часто встречал имя Дмитрия Субочева в программах концертов и фестивалей электроакустической музыки, но лично познакомиться нам довелось лишь весной нынешнего года, когда он показывал в Союзе композиторов несколько своих электронных пьес, выполненных высокопрофессионально и оригинально. Я сразу подошел к Диме и предложил ему написать заметку для нашей рубрики “Обмен опытом”. Несколько месяцев ждал этой статьи. К счастью, Юлия Дмитрюкова взялась помочь Диме в реализации этой работы. Я думаю, вы с интересом прочтете, как “лепилась” эта композиция, что послужило ее основой, какая техника использовалась при создании. А услышать пьесу вы сможете на нашем концерте.

Неслучайно в программе нашего концерта, опубликованной в этом номере, оказалась фотография Андрея Родионова с его авиамоделью. Именно авиамоделизму и, в частности, изображенному на фото самолетику обязана своим рождением его пьеса “Вечный Джет”. Андрей готов часами рассказывать об испытаниях и полетах авиамоделей. Я узнал, что этот спорт совсем не безопасен. Отмечались (хоть и редко) даже случаи гибели людей, когда модель попадала в зрителей. Модели терялись, улетая в неизвестном направлении, разбивались. В этом спорте, как и в электронной музыке, сконцентрированы самые передовые технологии. Но для нас главное, что звуки, тембры и адреналин, которые сопровождают эти полеты, привели к рождению электроакустической композиции. Андрей также приглашает читателей принять участие в Интернет-форуме, где можно обсуждать проблемы электронной музыки, звукозаписи, музыкально-компьютерные вопросы.

АНС и ФилоновМы публикуем следующий раздел “Заметок об электронной музыке” Эдуарда Артемьева, работу над редакцией которых продолжает Юлия Дмитрюкова. Надо признать, что в настоящем виде этот труд приобретает совершенно новое и современное звучание, хотя написан более полутора десятилетий тому назад. Юлия также подготовила к печати новую главу книги Валерия Белунцова.

Продолжение рассказа о “Дартмутской программе электроакустической музыки” прислал из США Юрий Спицын. О летних “гастролях” АНСа в Русском музее мы узнаем из статьи Станислава Крейчи. От себя должен добавить, что разобрать, упаковать и перевезти в Северную столицу синтезатор полувекового возраста весом более двух центнеров и там вновь собрать, чтобы озвучить выставку русского художника-авангардиста Павла Филонова, а потом все это повторить в обратном направлении – само по себе является подвигом, хотя Станислав об этом и не пишет. Записки С. Крейчи о культурной составляющей этого вояжа несомненно заслуживают внимания.

Немецкая мечта и японский драконКак всегда рассказывает о новых выступлениях в Культурном центре ДОМ и представляет новинки Hard & Soft Олег Макаров. Здесь наиболее интересным мне показалось описание только что вышедшей 4-й версии знаменитой программы Cubase. Я сам 15 лет назад преподавал эту программу, написанную в то время еще для компьютера Atari, на семинаре по электронной музыке в Экспериментальной лаборатории электронной и компьютерной музыки при Союзе композиторов СССР. Среди участников семинара был тогдашний проректор Московской консерватории, а ныне министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов. Несмотря на тот же принцип работы, нынешняя версия программы отличается от начальной как современный сверхзвуковой лайнер от “Запорожца”.

В заключение хочу сказать, что в одном из ближайших номеров мы надеемся приложить к журналу компакт-диск с наиболее интересными записями электроакустической музыки, чтобы вы могли не только читать о теории и истории вопроса, но и услышать, о чем, собственно, идет речь.

Анатолий Киселев

Анатолий Киселев

 


НОВОСТИ

  • Творческие лаборатории AbraLive в рамках Международного фестиваля электронной музыки и медиа искусства АбРаКаДаБрА
    подробнее + фото

  • Подготовленные Среды: Неформальное посвящение Джону Кейджу
    подробнее + фото

  • Концерт живой экспериментальной электронной музыки в честь 115-летия со дня рождения В.В. Маяковского
    подробнее + фото

  • АНОНСЫ

    3 и 17 февраля: Подготовленные Среды 2010
    II ежегодный фестиваль экспериментальной электронной музыки
    подробнее

    Все анонсы

     

           О НАС     СОБЫТИЯ     СОДЕРЖАНИЕ     СТАТЬИ     РЕДАКЦИЯ     АВТОРЫ     ПОДПИСКА     СОТРУДНИЧЕСТВО     КОНТАКТЫ     ССЫЛКИ

    © «Электронная музыка» 2006-2008 гг.
    © ООО Издательство «Приборостроение» 2006-2008 гг.
    Дизайн © Олег Макаров 2006-2008 гг.
    Дизайн логотипа © Patrick K.-H. 2008 г.
    Веб-реализация и поддержка: Майя Медкова